Лого телеграм канала @Классическая музыка

Телеграм канал Классическая музыка

Открыть в Telegram
За абсолютную Музыку! За абсолютную Любовь! Наш чатhttps://telegram.me/classicchat - можно поговорить. Приветствуется конструктивная критика канала. Тексты пишем сами. ВК - vk.com/classicmusic Контакты: @ombol (в подборках не участвуем)

Статистика telegram канала @classmus


🏆 323 место в рейтинге каналов

👤 Количество подписчиков на сегодня 26402
Прирост за 24 часа +15 подписчиков или рост на 0.06 %

💰 Приблизительная цена канала Классическая музыка


😒 Пессимистическая $ 7920.6
😉 Оптимистическая $ 132010

Твитнуть Телеграмнуть

Читайте популярные записи в канале Классическая музыка онлайн

Сегодня послушаем жемчужину музыкальной культуры – Пятый концерт Чарльза Эйвисона, представителя английского барокко. Прекрасное произведение, которое почему-то мало кому известно. По стилю можно подумать, что пишет итальянец, оно и верно – ведь цикл его концертов, состоящий из 12 шт., написан по сонатам Доменико Скарлатти, но в самой мелодии все-таки чувствуется немножко зябкий и дождливый дух старой Англии. Жители Санкт-Петербурга особенно это прочувствуют. Прикрепляем две интерпретации, которые в очередной раз доказывают, как важно в классической музыке исполнение, и как от оркестра к оркестру отличается звук произведения. В общем-то различие в исполнении символизирует как противоречивую эпоху барокко, так и противоречивую погоду Италии и Англии. В одном случае – это динамичное, яркое торжество солнца, во втором – меланхоличное пасмурное небо. #Эйвисон
186000 07.02.2018 19:01:21
Оратория «Христос на Масличной горе» - малоизвестный опус великого Бетховена. Акцент здесь делается на человечность, страдания и сомнения, оттого сочинение перекликается с музыкальными характерами Моцарта и Гайдна. Особенно прекрасно вступление и чисто бетховеновский финал. Оратория завершается хором воинов, берущих Христа под стражу, но за этим следует еще большой ангельский хор, причем не скорбящий или ужасающийся, а славящий спасение мира с настроением коронационной торжественности и ликования. И конечно, это уже больше похоже на близкую композитору тему народного восстания и сплоченности, нежели на религиозную историю. #Бетховен
165000 13.02.2018 19:26:26
Мендельсон с молодых лет писал прекрасную музыку, в чем-то немного наивную, но главное – искреннюю. Именно легкость его музыкального языка сохранила имя композитора в веках. Один из шедевров, который мы послушаем, – Увертюра «Сон в летнюю ночь». Написал ее Мендельсон в 17 лет, впечатленный сказочным сюжетом Шекспира. С точки зрения музыкальной иллюстрации все просто: волшебная ночь на Ивана Купалу, заколдованный лес с эльфами и феями. Но куда важнее психологическая составляющая. Увертюру называют переходом Мендельсона из юношеского в зрелый композиторский период. Действительно, в начале чувствуется настроение незатейливой юности и озорства. Позже начинают звучать темы конфликта, где беззаботность поглощают серьезные мотивы судьбы. К финалу происходит перелом, и Мендельсон словно прощается со своей юностью, обретая некую меланхолическую зрелость. #Мендельсон
165000 16.02.2018 17:39:40
Седьмую симфонию Бетховена, можно охарактеризовать как видение 1812 года. Это довольно простое для восприятия произведение, полностью посвященное героизму народа и его силе духа. Даже в траурной части – сплоченность и непоколебимость характеров побеждают, выталкивают смерть, даруя своим героям вечное существование в выгравированных нотах монументальной партитуры. В симфонии слышны элементы романтической музыки, не зря интонации Седьмой можно услышать в «Смерть Озе» Э. Грига или в песне «Смерть и девушка» Шуберта. Если кратко, то это ограненный алмаз немецкой народной песни, открывающий окно в безграничную юдоль романтизма. Конечно, в эпоху Бетховена это была ода массовым пляскам на улицах и площадях революционных французских городов. Но время одолело войны, полководцев и их последователей. Осталась лишь музыка, которая сегодня сближает народы всего мира. #Бетховен
161000 05.02.2018 17:47:59
С первых нот Третья симфония Брукнера поражает своим драматическим масштабом, где большое внимание уделяется осмыслению траура. Брукнер, конечно, сам по себе «траурный» композитор. Он как никто другой сумел осмыслить эту тему наиболее глубоко и искренне. Именно в его музыкальных откровениях стихии трагедии всегда сплетаются с добрыми воспоминаниями и светлой лирикой, которые противостоят внутреннему мраку. Вторая часть симфонии – ключ к пониманию музыкального замысла. В нежном адажио отразились воспоминания об ушедшей матери композитора. Здесь память о любимом человеке побеждает печаль и патетическое горе. Весь конфликт симфонии – борьба душевного гнета и человеческого мужества. #Брукнер
159000 19.02.2018 17:52:38
Хочу поделиться с вами шикарным исполнением оркестром «MusicAeterna» под управлением Теодора Курентзиса Шестой симфонии Чайковского. Лично я впечатлен этой записью, хотя в некоторых ключевых моментах, особенно в первой части, которую я вижу как трактовку страшного суда, темы звучат мягковато, а я привык к отечественной, так скажем, более наждачной интерпретации. Тем не менее, в записи очень отчетливо передано настроение всеобщего траура, встречи человека со смертью и финальной исповеди. #Чайковский
158000 28.03.2018 16:48:40
«Stabat Mater» Перголези – самое скорбное сочинение галантного века. Это не просто музыкальное осмысление средневековой секвенции, но и творческий итог композитора, который до последних дней вносил поправки в свою партитуру. С точки зрения музыки, это похоже на попытку постичь и увековечить свою скорбную сторону жизни. Есть легенда, что Перголези, потеряв свою возлюбленную, – погрузился в глубокие горестные мысли, которые пытался выразить в «Stabat Mater», но так и не доведя нотный лист до идеала – скончался. Музыка даст прочувствовать, что траур – неотъемлемая часть жизни, без которой невозможна человечность, миролюбие и сострадание. Первая секвенция начинается со слов «Стояла мать скорбящая, возле креста в слезах…», по ощущениям – это скорее плачь Перголези у могилы то ли возлюбленной, то ли каких-то собственных идеалов. По творческому и психологическому темпераменту, произведение предопределяет эпоху романтизма, видимо поэтому такие гении как Верди, Шуберт, Дворжак обращались к собственному осмыслению Stabat Mater. #Перголези
158000 03.02.2018 14:34:12
Сегодня, 1 апреля, хотим рассказать вам о том, как юморили известные композиторы. Музыканты разных эпох в музыке часто иронизировали над действительностью, у кого-то это получалось музыкально, у кого-то остроумно, а кто-то и вовсе обошелся без музыки. Давайте рассмотрим самые яркие и известные музыкальные шутки. #Гайдн, #Кейдж
155000 01.04.2018 12:08:57
Особенность творчества Микалоюса Чюрлёниса заключается в том, что в его исполнении живопись и музыка сливаются в единое целое, именно поэтому картины раскрывают музыкальные секреты, а музыка рисует нам красочные пейзажи. Обратите внимание на полотно «Фуга» (см. выше) – это пример синтеза искусств, с помощью символов мы познаем глубину как музыкального, так и художественного произведения. Чередование одинаковых или подобных друг другу элементов, расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое движение. Также на картине видны особенности построения полифонической формы – фуги. Благодаря Чюрленису мы ее видим! По сути это визуализация божественного начала, которое в нотах спрятано, например, у И. С. Баха… Кстати, современный человек сможет увидеть тут еще и аудиодорожку. Так что сегодня для вас такое необычное произведение, и не будем спорить – музыкальное. #Чюрленис
155000 26.02.2018 18:53:46
Легкий по форме и содержанию фортепианный концерт Роберта Шумана знакомит слушателя с самыми сокровенными и интимными чувствами композитора. Яркие краски опуса посвящены главному сокровищу и тайне человечества – любви. Это словно фантастический половой акт, выраженный музыкальными средствами. Здесь вы не услышите традиционного противостояния добра и зла, жизни и смерти, это фантазия, погружающая в состояние абсолютной эйфории. #Шуман
152000 24.03.2018 10:48:32
«Ленинградская симфония» Шостаковича – музыкальный памятник городу и советскому народу. Мы хорошо знаем «официальную» трактовку произведения. Это симфония об ужасах войны, о нашествии врага на мирную землю, о народной сплоченности, чья сила духа и глубина мысли побеждают страшного агрессора. Но, Шостакович и его творчество, не бывают так просты, поэтому до сих пор не утихают споры об истинном композиторском замысле. Есть распространенная версия, что «тема нашествия», звучащая в первой части, написана задолго до начала войны (примерно в 1937 г.), и символизирует разрушительную машину сталинской власти. Шостакович говорил: «Сочиняя тему нашествия, я думал о совсем другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий – ненавидел всякий фашизм». Исходя из этого, можно допустить, что «другой враг человечества» для Шостаковича – та самая сталинская система, которая губила все человеческое. Еще интереснее утверждение Михаила Казиника, который находит в структуре произведения закодированные мотивы гимна партии большевиков, дополнительно подтверждая вышесказанное о том, что и кто являлся для композитора смертоносным врагом. #Шостакович
152000 28.01.2018 17:24:40
Существуют две «Пиковые дамы». Одна принадлежит Пушкину, вторая – Чайковскому. Для воплощения своего музыкального замысла, где требовалось выразить высшую силу любви, борьбу с судьбой и богатые лирические образы героев, композитору не подходил литературный источник. Поэтому действие оперы переносится в другое время, а действующим лицам прописывают иные характеры и мотивы. В музыкальном плане это типичные для Петра Ильича темы состязания высоких материй и вездесущего рока. В какой-то степени это и плачь по музыкальному классицизму, который, будто с ностальгией вспоминает автор, ведь во многом в опере идет заимствование мелодических гармоний XVIII века. Главная мысль, которая есть, пожалуй, в каждом произведении Чайковского, преследует нас и тут. Надежда на счастье приходит со смертью. Лишь после финального грома аккордов, который знаменует погибель, начинают играть благородные темы любви, открывающие путь к свету. Словно жизнь – есть нескончаемая борьба, исход которой предопределен. Благополучие, по мнению Чайковского, видимо, возможно лишь в загробной обители, поэтому герои, да и слушатели, в развязке как бы возносятся вместе с музыкой к высшим субстанциям, недоступным земной юдоли, – наступает тот самый катарсис. Почему-то лишь в творческом итоге Чайковского, его последнем опусе – Шестой симфонии – жизнь обрывается без всякой надежды на продолжение… #Чайковский
152000 30.01.2018 17:07:11
Не самый интересный из существующих «Реквиемов», но однозначно очень мелодичный, певчий, я бы сказал – оперный. А все потому, что автор его – крупнейший представитель итальянского оперного искусства – Гаэтано Доницетти. Судьба у этого произведения тоже интересная. В начале XIX века были такие итальянские Моцарт и Сальери, – Беллини и Доницетти, и когда один из них умер, второму заказали заупокойную мессу его памяти. И цинизм ситуации в том, что заказ так и не был выполнен, а впервые «Реквием» прозвучал через 30 лет после смерти автора, во время его перезахоронения в базилике Santa Maria Maggiore. Такие дела. #Доницетти
151000 15.04.2018 15:37:05
Сегодня слушаем «Песни об умерших детях» – самое трагедийное произведение Густава Малера. Драматургия опуса построена на переживаниях о навсегда ушедших, где в безмятежной тоске скрывается буря душевного отчаяния. Это конфликт смирения и непреклонности перед смертью. Данным постом мы выражаем скорбь в связи с трагедией в Кемерово. #Малер
149000 26.03.2018 18:42:10
Практически каждое музыкальное произведение – это конфликт. В классике композиторы осмысливают вопросы мироздания, ищут Бога, борются со смертью… В общем пребывают в бесконечных поисках высшей материи, в надежде одолеть фатум и обрести счастье, которого, как известно с пушкинских времен, – нет. «Покой и воля» хорошо чувствуются, например, у романтиков. Мы много об этом писали. А что же делать простым слушателям? Ведь не всегда есть желание бороться с судьбой и вникать в коллизии высшего и человеческого. Задался я вопросом найти простое, гармоничное произведение, которое можно послушать просто в качестве отдыха, освободить голову от сложных вопросов. Это непросто, но с одним таким я поделюсь. Это соната для скрипки и клавесина ре-мажор Иоганна Пизенделя. Светлая и добрая музыка. Послушайте и впустите в свою жизнь солнце музыкального барокко. #Пизендель
149000 11.03.2018 16:56:32
Первая симфония Бетховена полна юношеской уверенности и энергии. Здесь впервые проявляются знаменитые авторские «мускулы», которыми будет воздвигнут новый жанр масштабной симфонии с насыщенными контрастирующими темами, которые позже мы назовем героическими. Примечательно и то, что симфония написана в 1800 году. Она поставила точку в развитии инструментальной музыки XVIII века и выстроила мостик в новое столетие музыкальной драматургии. #Бетховен
146000 24.02.2018 12:09:22
Мотет для 40 голосов («Spem in alium») Томаса Таллиса – абсолютный шедевр ранней английской музыки. Красивейшая, по-настоящему райская мелодия погрузит вас в атмосферу старой Англии, с ее готической архитектурой, строгостью стиля и меланхоличной погодой. Существует версия, что во времена королевы Елизаветы, Герцог настолько был восхищен произведением Таллиса, что снял золотую цепь со своей шеи и подарил ее автору, в знак благодарности за подарок музыкальному миру туманного Альбиона. #Таллис
146000 28.02.2018 17:27:44
Николай Рославец, он же «русский Шёнберг», – авангардист, новатор, привнесший в музыку новый язык, определивший звучание XX века. Пик его творчества приходится на дореволюционное и ранее послереволюционное время. Музыка у композитора тревожная, несущая настроение безнадежности, которая предвещает апокалипсис, заключающийся в «убийстве Бога» (гармонии). Додекафония Рославца – меч, вонзающийся прямо в сердце лирических идей XIX века... Каждый истинный художник – немножко пророк. Вещий взгляд на будущее хорошо прощупывается в музыке Рославца. Рославец – вершина музыкальной словесности начала XX века, он тонко и искренне чувствовал характер эпохи и предстоящие народные трудности. Обратим внимание на Первую сонату для виолончели и фортепиано. Начало – диссонирующее и тревожное, в нем слышно влияние революционных этюдов того же Скрябина или Шопена, но в отличие от романтических идей Шопена и символизма Скрябина, которые своими опусами высказывали надежду на светлое будущее, Рославец переосмысливает их иначе... Это скорее разочарование в произошедшем, носящее кровавый и трагический оттенок. #Рославец
146000 03.03.2018 15:32:39
Масштабная ода пацифизму и траур по погибшим в «битвах за мир» – «Военный реквием» – великое произведение Бенджамина Бриттена. По замыслу композитора, тенор, баритон и сопрано – олицетворяют три враждующие стороны – Великобританию, Германию и Россию. Бриттен надеется с помощью музыки и поэзии Уилфреда Оуэна – солдата, погибшего за неделю до окончания Первой мировой, – помирить народы и уберечь мир от войн. Ведь главная добродетель человека – создавать, а не разрушать. Интересно тут и столкновение представлений о горе и апокалипсисе в традиционных реквиемах (Моцарта, Дворжака, Верди) с личным, внутренним видением солдата-поэта. Эти два мира далеки друг от друга, но в сущности неразделимы в своих точках зрения, где главная заповедь заключается в покорности – быть убитым, но не убить самому. #Бриттен
146000 24.01.2018 18:46:47
В искусстве Чюрлёниса море – как тема, образ и символ, как звуковой и изобразительный материал – играет особую роль. Именно эта часть планеты отражает настроение природы. Взглянув на море, мы можем получить умиротворение или ощутить гнев высших природных сил. Думаю, Чюрленис понимал, что море – есть сердце Земли, – в мистическом, символическом и человеческом смыслах. Сегодня послушаем его симфоническую поэму «Море» и посмотрим цикл из картин «Соната моря». #Чюрленис
146000 13.03.2018 18:25:09
Восьмую симфонию Дворжака можно отнести к золотому фонду музыкального романтизма. И действительно, при прослушивании понимаешь, что это высшее проявление искусства. Героизм, любовь, торжество – все это гармонирует друг с другом, создавая прекрасные образы чешской природы. Но у музыки все-таки нет национальности, поэтому это красота мира, со своими естественными противоречиями, где есть деятельность человека, а есть процессы, независимые от него. В этом вечном конфликте пребывает душа романтика, которая погружена в думы об устройстве мироздания и блуждает в поисках Бога. Высшие вопросы – рождают великое искусство, такое, как это произведение. #Дворжак
143000 01.02.2018 18:52:18
Был в Австрии такой композитор, чью музыку называют «неуслышанной», – Франц Шмидт. Он мало кому известен, но в родной стране его почитают как крупнейшего симфониста. Да, симфонии у него неплохие, но сегодня я бы сравнил их с советским сервантом, – вроде хорошее качество, присутствует некая монументальность, но все равно хочется избавиться, как от рудимента прошлой эпохи. С формальной точки зрения, произведения Шмидта поражают своей сглаженностью, но вот «огонька» не хватает, хочется либо выключить, либо уснуть. И романтическая формулировка «неуслышанная музыка» для меня обретает вполне циничный окрас: «неуслышанная», потому что слушать там нечего. Но может быть вам, например, во Второй симфонии, удастся услышать неуслышанное. #Шмидт
140000 04.04.2018 18:36:41
Восьмой струнный квартет Шостаковича довольно невротическое произведение, отражение неустойчивого характера композитора. Сложные гармонические конструкции и какая-то звуковая неровность (неуравновешенность) раскрывают душевное состояние человека-творца, пережившего сталинскую эпоху. С одной стороны это память о парализующем постоянном, непреходящем чувстве страха, с другой – творческая смелость: в партитуре автор кодирует свою правду об ужасах сталинизма. Но если посмотреть на вопрос шире, то станет понятно, что это конфликт индивидуальности и идеологии, в котором нет очевидного победителя, отчего творец впадает в трансцендентный аффект. Напомним, что Шостакович в 1960 году, не являясь сторонником партии, все-таки в нее вступает. Это внутренний надлом, который находит отражение в лихорадочном музыкальном откровении – Восьмом струнном квартете, – в «музыке сломленного человека». Поэтому, я бы сказал, что это внутренний диалог о собственной трусости, где выражено душевное смятение, конфликт бессильной ярости и печального забытья, а не героическое высказывание против тоталитаризма. Письмо Шостаковича его другу, Исааку Гликману, поможет лучше разобраться в композиторском замысле. #Шостакович
140000 11.04.2018 12:31:15
Сегодня хочу предложить вам послушать лирическое сочинение Рейнгольда Глиэра – Увертюру «Дружба народов». Композиция построена на совмещении мелодических традиций русской, украинской, кавказской и среднеазиатской музыки. Прелесть произведения в том, что оно искренне рассказывает историю июня 1941-го. Публикуем запись 1951 года, исполненную под управлением композитора. Качество желает оставлять лучшего, но это не помешает понять замысел и проникнуться главной драмой народа XX века. #Глиэр
140000 19.03.2018 18:54:47
Второй фортепианный концерт Рахманинова – это музыкальный образ загадочной русской души. В произведении обыгрываются присущие нам черты: стойкость, безмятежность, героизм, задумчивость и любовь к широким гуляньям. Это поэма о Родине, рассказывающая нам о нас самих. Публикуем две записи, первую в исполнении автора, вторую в исполнении Святослава Рихтера. #Рахманинов
140000 21.03.2018 18:58:13
«Фуга» из диптиха «Прелюд. Фуга». М. Чюрленис. 1908. Символизм. 62,2 x 72,6 см. Темпера, Бумага
137000 26.02.2018 18:53:38
Поздравляем всю прекрасную половину человечества с 8 марта! Сегодня замечательный день, чтобы напомнить вам о выдающихся женщинах-композиторах, послушать их шедевры и больше не забывать. Ведь огромная историческая несправедливость в том, что по-настоящему гениальные произведения женщин сегодня остаются в забвении. #Бингенская, #Каччини, #Шуман, #Мендельсон, #Уствольская

http://telegra.ph/Vydayushchiesya-zhenshchiny-kompozitory-03-08
137000 08.03.2018 12:46:24
Виолончельный концерт (оп. 85) Э. Элгара представляет собой своеобразный «реквием по музыке романтизма». Я считаю, что романтический период – высшее проявление музыкального искусства, где содержание и гармония достигли своего пика. В XX веке композиторы стали уделять больше внимания форме в поисках новых средств выразительности, но за ней потерялась внятная мысль. «Бог умер» – девиз двадцатого столетия, он «умер» и в музыке. Об этом гениальная исповедь Элгара, выраженная в духе мелодических традиций XIX века, а актуальные для своего времени дисгармонии, которые вплетены в конструкцию концерта – свидетельствуют о послевоенном разочаровании в «новом времени». Это траур по утерянной культуре, «ветер над могилами» персон, которым гильотина модернизма отрубила головы. Быстрый, энергичный финал – он же демонический танец на черепах, свидетельствующий об адской победе над лирикой XIX века. В этом опусе композитор произносит свое последнее слово отчаяния и выбивает эпитафию на надгробии эпохи романтизма. Публикуем две записи, в первой дирижирует сам Элгар, а вторая – лучшее, на взгляд редакции, исполнение концерта. #Элгар
134000 22.01.2018 17:55:08
Музыка жизненной энергии, юмора и озорливости – Хаффнер-серенада Моцарта. Произведение охватывает широчайший круг чувств и настроений, которые присущи молодому человеку, здесь есть как лирические фрагменты, обрисовывающие некую печаль или тоску, так и светлые, почти праздничные мотивы радости жизни. Это музыка молодости, где живы мечты, а все тягости мимолетны и теряются в звуках почти бесконечного карнавала, торжества, смеха и народных танцев. И если что-то слушать в День рождения Моцарта, то именно этот «кубок жизни». #Моцарт
134000 27.01.2018 14:04:58
Этой весной рекомендуем посетить концерты пианиста и композитора-неоклассика Фёдора Бирючева, которые пройдут во многих городах России. Артист отправится в большой концертный тур в поддержку нового альбома «By The Sea». В своей второй пластинке автор обращается к морю как к явлению, которое тесно и глубоко связано с его жизнью с самого детства, ведь он родился и вырос на берегу моря в Крыму.

Купить билеты »
134000 16.03.2018 09:13:53
«Эта штука сильнее, чем ‘’Фауст’’ Гете» – известное изречение можно отнести к одноименной опере Шарля Гуно. «Остановите мгновенье» и обратитесь к французскому «Фаусту». В этом сочинении композитор уделяет большое внимание лирике и национальному характеру, что оказало большое влияние на всю французскую оперу. В ней настолько все мелодично и возвышено, что даже вечный конфликт добра и зла существует в каком-то совместном вальсе… Публикуем оперу целиком и отдельно два, на наш взгляд, самых ярких фрагмента. #Гуно
131000 17.03.2018 12:36:52
Самое время послушать «Пасхальную ораторию» И. С. Баха. Особенность этого произведения в том, что оно сочетает в себе как светское, так и религиозное музыкальное начало. Сперва это была «Пастушья кантата», написанная для герцога Кристиана Саксен-Вайзенфелса, а позже, благодаря тексту Пикандера, стала религиозной ораторией и идеально подходила для празднования Пасхи. Концептуально, я бы сказал, что это музыкальное осмысление главных религиозных событий, от Страстей Христовых через Пасху к Вознесению. #Бах
130000 07.04.2018 14:19:30
Вокальный цикл «Зимний путь» произведение очень пессимистичное и мрачное. Оно о человеке, который решил убежать от своих проблем, отказаться от возлюбленной и отправиться в долгий, почти бесконечный путь… Мы имеем одно из самых красивых и глубоких сочинений, рассказывающих музыкальными средствами о тоске, скорби, бренности бытия и в общем-то об истинном смысле жизни – любви, и на что обрекает себя человек, отказываясь от неё. Думаю, многие «обжигались» от расставания с любимыми и на какое-то время становились такими же «вечными странниками на зимнем пути», который в сущности никуда никого не привел. Поэтому такое произведение ставит эти вопросы особенно остро. Надо не бежать от проблем, а с ними бороться. В отличие от многих других сочинений романтиков, Шуберт не указывает на выход из ситуации, тут отсутствуют звуки фанфар, символизирующие победу. Это иллюстрация жизни, в которой нет любви, нет борьбы, а есть только бегство по вечному «зимнему пути». И горестный вопрос в финале звучит примерно так: «Нужна ли такая жизнь?» #Шуберт
130000 19.01.2018 19:39:59
Самые ожидаемые концерты весны! Билеты и информация: http://fbits.ru
130000 22.03.2018 16:59:10
Сегодня слушаем скрипичный концерт Сибелиуса. Его главное произведение, которое ушло далеко от отображения финских мифов, северной природы и истории народа. Да, это неотъемлемая часть музыкального творчества композитора, и при чтении анализа концерта вы встретите сравнения оного с могучим естеством страны тысячи озер, с восхвалениями в музыке скандинавского фольклора и прочего. Безусловно, это все присутствует, но Сибелиус на то и гений, что есть у него пророческий дар. На мой взгляд, в музыке отражено понимание грядущей кровавой бури, имя которой – XX век. Солирующая скрипка в начале, словно скупые слезы умудренного жизнью старца, который плачет по ушедшей эпохе, а оркестровое вступление – поглощающая сила нового времени, которая как раз облачена в аллюзии на мощь северного ветра. Это конфликт человека с эпохой и ее переменами. #Сибелиус
127000 18.01.2018 18:06:48
«Лебединое озеро» – балет номер один в мире. Лейтмотив произведения – всепобеждающая любовь, но и тема смерти, которая прослеживается во всем творчестве Чайковского, здесь тоже ярко выражена. Например, в финале, независимо от интерпретации, четко слышна злая, колдовская летальная тема, а после ее финального аккорда звучит кода – вознесение к свету, она же тема любви, которая эту смерть побеждает. Тут можно понимать по-разному: принц побеждает колдуна и воссоединяется с принцессой – счастливый финал, но так ли прост Чайковский? Может побеждает фатум, а счастье обретается уже там – на небесах, после смерти? Я склоняюсь ко второй версии («На свете счастья нет, но есть покой и воля»), это больше соответствует духу Чайковского, где смерть романтизирована, а ее принятие героем – путь к свету. «Лебединое озеро» разнится в интерпретациях от постановки к постановке, а их великое множество, – везде свой финал и замысел. По моему мнению, идею композитора, где за основу взята борьба с судьбой, можно понять отдельно от сценического действия – послушав музыку. Я бы сказал, что Даррен Аронофски в своем «Черном лебеде» очень тонко проникся музыкальным духом «озера», поэтому там героиня также достигала совершенства и счастья вместе со смертью… Публикуем балет целиком и сюиту, где представлены самые яркие фрагменты шедевра, а также советуем посмотреть видео балета в постановке Нуреева, которая, на мой взгляд, наиболее интересная и близкая к музыкальному замыслу композитора. #Чайковский
121000 15.01.2018 18:13:32
Вагнер. Великий, революционный, мощный. Он обновил жанр оперы сложной драматургией и масштабной оркестровкой. Его произведения невероятно сложны по структуре, гармонии, развитию музыкальных тем и содержанию. Кто-то скажет, что они затянуты, тут сразу вспоминается фраза Россини о «гениальных пяти минутах и скучных полчаса». Одно точно – оркестровые партии у Вагнера восхитительны, поэтому и являются самыми исполняемыми в репертуаре мировой классической музыки. Сегодня я опубликую «три кита» вагнеровского гения, а об операх по отдельности поговорим позже… #Вагнер
121000 16.01.2018 17:56:24
Для меня, пожалуй, лучшим произведением Густава Малера является его Вторая «Симфония Воскресения». Это удивительный, очень драматургически разнообразный и мелодичный шедевр. Если и есть полноценное музыкальное высказывание о бытии, то это – Вторая Малера. Здесь говорится не только о жизни и смерти, но и о воскрешении, иначе говоря, о вечном цикле жизни, которая в своей сути прекрасна, в чем мелодия опуса не даст усомниться. Особенно меня впечатляют первая и четвертая (вокальная) части, – вершины романтической симфонической музыки. Подробнее о произведении лучше расскажет фрагмент одного из писем композитора, который прикрепляем ниже. #Малер
118000 09.04.2018 18:08:12
Бранденбургские концерты – шесть абсолютно разных концертов, объединенных чисто баховской радостью жизни, каждый из которых стал первым в своем роде: например, Пятый Бранденбургский – первый в истории концерт для клавира с оркестром. А первая часть Второго концерта нанесена на золотую пластинку Вояджера в качестве презентации лучших музыкальных произведений Земли для инопланетных цивилизаций. По религиозной концепции, мир создан за шесть дней, также и у Баха, в шести концертах он творит абсолютно новую музыкальную вселенную. #Бах
115000 21.01.2018 14:41:13
В первый рабочий день послушаем относительно ранние произведения Бетховена, которые я бы назвал «лирической тройкой». В них еще нет той нечеловеческой, богоборческой силы великого гения античного масштаба. Пока это творения маленького человека, с интонациями наслаждения жизнью, которые Бетховен перенял от классиков – Гайдна и Моцарта. Уже позже, чем хуже становился слух композитора, тем масштабнее получалась его музыка, которая вознеслась выше человека и обрела романтический масштаб вечности… но это уже совсем другая история. А сегодня публикуем «Первую фортепианную сонату» – с одной стороны легкую, веселую, жизнерадостную, с другой – проявляющую темперамент позднего бетховеновского стиля. Песню «Сурок» – лирическую историю о крестьянском мальчике-савояре. И багатель «К Элизе» – музыкальное признание в любви, относящееся, конечно, уже к более позднему творческому этапу, хотя доподлинно дата написания неизвестна. #Бетховен
112000 09.01.2018 17:57:12
Вообще в давние времена скрипка считалась бесовским инструментом. Слушая «Дьявольскую трель» отчасти становится понятно почему. В музыке действительно есть какая-то манящая, искушающая сила. Мелодия скрипки, словно пение красивой девушки, соблазняет нас своим звуком. Да и форма самого инструмента напоминает тело женщины. Но отбросив все древние предубеждения, сегодня мы имеем красивую, слегка мистическую, гениальную скрипичную сонату. #Тартини
111000 08.01.2018 10:52:30
Эпоха барокко – это неизведанный океан, в чьих глубинах таятся музыкальные жемчужины невиданной красоты. Одно из таких таинств – кантата Der Herr ist mit mir, BuxWV 15 («Господь на моей стороне») Дитриха Букстехуде. Знаете, говорят: «Божественная, небесная музыка», – если где-то и струится энергия небес, то в этой кантате. При прослушивании сего маленького шедевра хочется одного, чтобы он никогда не заканчивался.#Букстехуде
109000 19.04.2018 17:51:11
Одно из самых убедительных откровений о свободе – это Траурно-триумфальная симфония Берлиоза. Даже трагические мотивы здесь звучат пафосно и победоносно, ведь истинные достижения невозможны без каких-то личных потерь. Траурность у Берлиоза триумфальная, она взывает к гордости, действию и окончательному закреплению независимости и справедливости. Прав был Вагнер, который писал, что «Июльская симфония будет жить и вдохновлять людей до тех пор, пока существует французская нация». Здесь я бы отбросил национальный контекст, и сказал, что симфония способна вдохновить всех, кто знает цену справедливости. #Берлиоз
108000 17.04.2018 18:49:49
В давние времена, фамилия Бибер ассоциировалась с виртуозом и первоклассным композитором – Генрихом Бибером. Большинство его сочинений носит религиозный характер, поэтому самые известные произведения – это «Реквием» и «Зальцбургская месса». Его «Реквием», пожалуй, лучший в эпохе барокко, а «месса» – самое масштабное религиозное произведение тех лет. Бибер также являлся виртуозным скрипачом, да и не был лишен чувства юмора, например, в своей скрипичной сонате «Representativa» он мастерски имитировал звуки животных – кошки, лягушки, кукушки. А в сюите для струнных «Баталия» между струнами и грифом виолончели он подкладывал лист бумаги, что придавало инструменту особое звучание. Вы только подумайте, подкладывать что-то в инструменты и искать новый звук начали авангардисты и модернисты только в XX веке, а Бибер уже это делал аж XVII веке. #Бибер
108000 14.01.2018 11:35:38
Светлый, рождественский день. И музыку хочется послушать такую же, например, «Литургию Святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского. В мелосе «Литургии», несмотря на то, что в ней практически не использованы традиционные распевы, – интонационная связь с отдельными мелодическими оборотами все же улавливается, видимо потому, что композитор «ухватил» суть литургического мелоса на основании своего церковного слухового опыта. Однако, ценность «Литургии» Чайковского прежде всего в другом, пожалуй, это было первое авторское литургийное сочинение, отличающееся мелодико-гармонической цельностью всего чинопоследования в противовес т.н. репертуарному подходу к богослужению. #Чайковский
102000 07.01.2018 11:12:17
«Сон Тартини», литография Л. Байи. Композитор рассказывал, что мелодию удивительной красоты ему во сне наиграл сам Дьявол.
102000 08.01.2018 10:51:51
Сегодня послушаем «Бергамасскую сюиту» Дебюсси. Несмотря на сложное название, третий фрагмент вы знаете наверняка, – это знаменитый «Лунный свет», благодаря которому о композиторе вообще кто-то что-то знает. Дабы интереса к сюите у вас было больше, размещаем аж три разные версии: фортепианную, оркестровую и органную (к сожалению, только третью часть). Итого мы имеем абсолютно разные музыкальные картины, где в одном случае приобретается что-то новое, в другом напротив, – теряется. #Дебюсси
102000 18.04.2018 19:21:03
Масштабное лирическое высказывание Шопена как истинного художника, определившее его дальнейшей творческий путь – Второй фортепианный концерт. По-настоящему завораживает его вторая часть, – недосягаемая вершина концертного романтического репертуара. В ней полноценно раскрыт характер шопеновского мечтателя-меланхолика, который блуждает в вечных воспоминаниях об утраченной красоте. #Шопен
102000 23.04.2018 17:53:41
«Остров мертвых» – это тот случай, когда живопись скажет о музыке больше, чем слова. Эту симфоническую поэму Рахманинов написал под впечатлением от репродукции картины А. Бёклина с одноименным названием. С точки зрения музыкального характера – это поздний романтизм во всей красе, с вечным и неразрешимым конфликтом жизни и смерти. #Рахманинов
101000 10.12.2017 11:02:45
«Музыкальное приношение» Баха – настоящее сокровище. В этом произведении закодированы знания о мироздании, раскрывающие Баха не только как философа, но и как математика (музыкального логика). Грандиозность формы и полифонии просто поражают. Мы остановимся более детально на самом монументальном в этом опусе – шестиголосном ричеркаре. Это единственная шестиголосная фуга в творчестве композитора. Число 6 очень важное, ибо за 6 дней Бог сотворил землю. Это вневременной музыкальный феномен, совершенный как явления вечной природы, или, говоря словами Гете, как «произведение природы из человеческих рук». Публикуем шедевр целиком и «шестиголосный ричеркар» отдельно. #Бах
101000 24.12.2017 14:46:15